Зеленые супермаркеты России

Фильтры

Регион

Новости

Зеленые супермаркеты России

По просьбе Гринпис покупатели составили рейтинг экологичности российских магазинов. Оказалось, что нулевой отметки ни одна сеть супермаркетов не преодолела. Однако, лучше всех проблемы с отходами решает «Магнит». Аутсайдером «зеленых» магазинов стал «Ашан», в котором покупателей принуждают пользоваться целлофаном для упаковки сумок.

Рейтинг «Гринписа» публикуется уже второй раз, но данная статистика приведена на основе информации, присланной уже покупателями со всей России. В рамках проекта «Зеленый супермаркет» сотни россиян отправились в магазины и оценили розничные сети с точки зрения их участия в решении проблем отходов. Среди десятки крупнейших розничных сетей в итоге ни одна не смогла преодолеть нулевую отметку, но вопросом отходов уже начали заниматься в «Магните» и «Дикси».

Критериями отбора стали следующие: навязывает ли сеть бесплатные пластиковые пакеты или приучает покупателей приносить с собой многоразовые сумки, принимает ли тару и упаковку на переработку, предлагает ли возможность приобрести развесные товары в упаковку покупателя. На основе этих данных была составлена первая версия рейтинга экологичности супермаркетов. Вторая версия уже основывается на мнении покупателей от Калининграда до Камчатки. Оказалось, что и в крупных городах и в более мелких населенных пунктах, лидеры рынка ведут себя одинаково.

Как и в первом рейтинге, оценивались крупнейшие по объему продаж российские супер- и гипермаркеты – ведь именно они определяют политику и могут задать тон в поведении для других, более мелких магазинов.

Первое место заняла сеть супермаркетов «Магнит». Однако лидером рейтинга эту сеть можно назвать очень условно, ведь все участники находятся в красной, отрицательной, зоне. Кроме того, «Магнит» несколько ухудшил свои показатели по сравнению с предыдущим рейтингом. Потеря баллов связана с распространением магазинами сети бумажной рекламы, в том числе, по почтовым ящикам близлежащих домов.

Аутсайдер рейтинга прежний – сеть магазинов «Ашан». Основные минусы «Ашана» – упаковка сумок в пленку на входе и отсутствие альтернатив, а также раздача бесплатных пакетов с ручками на кассах – не претерпели никаких изменений с прошлого рейтинга. Однако есть и положительная тенденция: во многих магазинах продавцы перестали вести себя агрессивно по отношению к покупателям, стремящимся сократить количество упаковки. Негативные факторы смягчаются и тем, что на кассах продаются многоразовые сумки. В целом, можно отметить явный прогресс.

Сильно потерял в своих позициях лидер предыдущего рейтинга – «Лента» – превратившись в обычный сетевой магазин без каких-либо особенностей. В итоге ритейлер скатился до 6-го места в рейтинге. Причиной падения в рейтинге стало прекращение эксперимента по приему стеклянной тары и алюминиевых банок в ряде магазинов сети.

На втором месте «Дикси» и -3,2 балла. Хотя на кассах в сети «Дикси» отсутствуют бесплатные пакеты, преодолеть нулевую отметку компания все же не смогла. В первую очередь, из-за использования одноразовой упаковки там, где без неё можно обойтись: отрицательные баллы начислены «Дикси» за упаковку фасованной продукции в тонкие полиэтиленовые пакеты и использование одноразовых поддонов для упаковки мясной продукции, овощей и фруктов. Несколько положительных баллов сеть заработала за наличие в ассортименте напитков в трехлитровых банках многоразового использования, товаров в облегченной экономичной упаковке и товаров в упаковках большого объема.

На третьем месте «Холидей классик», который является типичным российским супермаркетом с бесплатными пакетами на кассах, рекламой и упаковыванием продукции в дополнительные пакеты без просьбы покупателя.

Четвертое место занял «О'Кей». Положительной особенностью магазина является продажа на кассах многоразовых синтетических сумок и разлагающихся в окружающей среде пакетов. Однако, из-за того, что экологические преимущества таких пакетов до сих пор очень спорны, в нашем рейтинге за это присуждается 0 баллов. Сползание же в минус обеспечило большое количество бумажной рекламы и упаковка сумок в пленку в некоторых из обследованных магазинов.

На пятом месте сеть гипермаркетов Х5 Retail Group, которая объединяет «Пятёрочку», «Перекрёсток», «Карусель». «Перекрёсток» и «Пятёрочка» являются типичными российскими супермаркетами с бесплатными пакетами на кассах, рекламой и упаковыванием продукции в дополнительные пакеты без просьбы покупателя.

Основные минусы «Карусели» – упаковка сумок в пленку на входе и отсутствие альтернатив, а также раздача бесплатных пакетов с ручками на кассах. При этом, по мнению респондентов, имеет место агрессивное отношение сотрудников к стремлению покупателей не брать лишнюю упаковку.

На седьмом месте «Седьмой континент». С момента составления прошлого рейтинга позиция сети кардинально не изменилась. «Седьмой континент» получил отрицательные оценки за раздачу бесплатных пакетов на кассах и наличие бесплатной бумажной рекламы. Однако некоторое падение в рейтинге произошло из-за того, что продавцы только трети магазинов соглашаются развешивать товар в тару покупателя, а в ряде магазинов практикуется упаковка сумок в пленку на входе.

На восьмом месте «Виктория». Значительное ухудшение позиции «Виктории» в рейтинге связано с раздачей на кассах бесплатных пакетов с ручками, большого количества бумажной рекламы, раздаваемой на кассах, расположенной на стойках и даже распространяемой по почтовым ящикам ближайших домов.

Девятое место покупатели присудили «Монетке». В сети магазинов «Монетка» также присутствует большое количество рекламы. И именно в этих магазинах отмечена наибольшая доля случаев агрессивного поведения сотрудников по отношению к покупателям, использующим свои ёмкости для развесной продукции и отказывающимся от дополнительных пакетов на кассе.

При этом оказалось, что существуют торговые сети и магазины, в которых все-таки реализуются идеи «зеленого супермаркета». Например, сибирская сеть магазинов принимает у своих покупателей банки от детского питания, которые потом повторно используются. А в Волгограде один из ритейлеров предоставляет возможность сдать макулатуру. В некоторых московских сетевых магазинах установлены баки для раздельного сбора мусора.

Подобные инициативы сетей говорят о том, что сократить количество отходов и обеспечить их сбор у покупателей вполне реально – даже если небольшие торговые сети могут делать это, то у крупных сетей есть значительно больше возможностей для реализации подобных проектов.

Еще в начале месяца Гринпис обратился к крупнейшему по оборотам продаж российскому ритейлеру Х5 Retail Group, а также к самой крупной из европейских торговых сетей, работающих в России, «Ашан» с предложением сделать первые шаги к решению проблемы отходов уже сейчас. Среди мер, которые сети могут предпринять без дополнительных затрат – отказ от дополнительного упаковывания товаров в одноразовые полиэтиленовые пакеты без просьбы покупателя, возможность приобрести многоразовые сумки или коробки для упаковывания покупок, произведенные из вторичного сырья, организация системы скидок и бонусов для покупателей, использующих многоразовую тару для развесных продуктов. Основное требование Гринпис к супермаркетам – обеспечить приём у покупателей раздельно собранной упаковки.

Источник: retail.ru

Также в разделе

Комментарии (0)